Терминология шин и дисков - общие термины и глоссарий
Здесь вы найдете все, что хотели знать о шинах, дисках или аксессуарах, от А до Я. Свяжитесь с нами в любом удобно мессенджере или по телефону, чтобы задать дополнительные вопросы или узнать больше о сотрудничестве!
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ц
- Ч
- Ш
Аквапланирование (гидропланирование)
Момент, когда несколько шин сталкиваются на поверхности дороги с большим количеством воды, которую не могут оттолкнуть. Клин воды загоняется под шину, поднимая ее от дороги и уменьшая сцепление. Если все четыре шины одновременно столкнутся с водой, автомобиль потеряет рулевое управление, торможение и контроль мощности до тех пор, пока шины не восстановят контакт с дорогой.
ПодробнееАлюминиевые диски
Соединяют колесо и ступицу автомобиля. Диски изготавливаются из смеси алюминия и никеля, их часто называют легкосплавными. Они легкие, но прочные, хорошо выдерживают жару и, как правило, выглядят более привлекательно, чем стальные диски.
ПодробнееАндерстир
Недостаточная поворачиваемость автомобиля, когда автомобиль поворачивает меньше, чем задал водитель. Чаще всего андестир возникает в авто с передним приводом из-за потери сцепления передних колес. Так, вместо движения по заданной траектории, машина отправляется за пределы поворота.
Что вызывает андестир?
- Слишком резкое ускорение на повороте: авто не хватает тяги на адекватный разворот.
- Сильное торможение: высокая нагрузка на передние колеса нарушает баланс машины.
- Плохие погодные условия, особенно скользкая дорога, приводят к потере сцепления с дорогой. Передние колеса не могут зацепиться и достаточно повернуть авто.
Асимметричные шины
Популярный вид протектора, где каждая сторона шины имеет специальный рисунок. Идея этой конструкции заключается в обеспечении лучшей управляемости и производительности как во влажных, так и в сухих условиях.
Плюсы ассиметричных шин:
- Обеспечивают превосходные характеристики во влажных и сухих условиях.
- Дают лучшую топливную экономичность.
- Хорошая управляемость на любых дорогах.
- Длительный срок службы, так как ассиметричная конструкция обеспечивает равномерный износ.
Бескамерная шина (Tubeless)
Это английское слово, которое напрямую переводится на русский как "бескамерный". В контексте автомобильных и велосипедных шин этот термин означает, что шина не требует использования внутренней камеры.
Как работают бескамерные шины?
- создают соединение с ободом колеса за счет специального герметика, который заполняет пространство между шиной и ободом;
- при проколе бескамерной шины герметик быстро заделывает отверстие, предотвращая быструю потерю воздуха;
- такие шины легче, обеспечивают лучшее сцепление с дорогой и более плавный ход.
Балансировка колеса (балансировка шин)
Процесс устранения неравномерного распределения веса на колесах. Несбалансированные шины вызывают вибрацию, чрезмерный износ шин, повреждение подвески и другие проблемы.
При этой процедуре обученный техник устанавливает колесо на станок для балансировки шин. Машина вращает колесо и шину в сборе, чтобы определить степень дисбаланса. Используя эту информацию, техник устанавливает правильные грузики для колес, чтобы ровно сбалансировать колесо и шину.
ПодробнееБлоки протектора
Рельефные элементы на поверхности автомобильной шины, которые обеспечивают сцепление с дорогой. Их форма и расположение влияют на управление, торможение и устойчивость транспортного средства в различных погодных условиях. Внутри блока протектора есть волнистые узкие кусочки.
ПодробнееБоковина
Боковая часть шины, соединяющая плечо покрышки с ободом. Она обеспечивает дополнительную прочность колеса, гибкость и защиту шины от внешних повреждений, влияя на комфорт езды и устойчивость автомобиля.
ПодробнееБортовое кольцо
Жесткий металлический или кевларовый элемент внутри шины, обеспечивающий плотное прилегание шины к ободу колеса. Оно поддерживает форму шины, предотвращает её смещение и гарантирует надежное сцепление с диском, обеспечивая безопасность и стабильность движения автомобиля.
ПодробнееБорт покрышки
Усиленная кромка шины, обеспечивающая её надежное прилегание к ободу колеса. Он поддерживает герметичность, предотвращает соскальзывание шины и улучшает устойчивость автомобиля при движении.
ПодробнееБортовая лента покрышки
Укрепленный слой материала вдоль внутреннего края шины, усиливающий борт и обеспечивающий плотное прилегание к ободу колеса.
ПодробнееБрекер (защитный пояс)
Бэкспейс (backspace)
Расстояние от задней поверхности колесного диска до его монтажной плоскости. Оно влияет на положение колеса относительно подвески и кузова, определяя клиренс и управляемость.
ПодробнееВращение (Rotation)
для этого используют слово Rotation и стрелку, указывающую направление вращения колеса при движении вперед.
Почему важно соблюдать направление вращения?
- Направленный рисунок протектора спроектирован таким образом, чтобы эффективно отводить воду и грязь из пятна контакта шины с дорогой. Если установить шину неправильно, это может значительно снизить сцепление с дорогой, особенно в дождливую погоду или на скользких поверхностях.
- Правильное направление вращения шины способствует более стабильному и предсказуемому поведению автомобиля на дороге.
- Рисунок протектора, установленный правильно, генерирует меньше шума при движении.
Внедорожник (SUV)
расплывчатый термин, традиционно охватывает широкий спектр транспортных средств с полным приводом и высоким клиренсом. Автомобиль способен справляться с любыми задачами и обладает качествами, предназначенными для использования на открытом воздухе, например, для преодоления различных ландшафтов.
ПодробнееВседорожные шины (All-Terrain, AT)
Универсальные шины, предназначенные для эффективного передвижения как по асфальту, так и по бездорожью. Они обладают усиленным протектором и прочной конструкцией, обеспечивая хорошее сцепление и долговечность в различных условиях.
Вот некоторые плюсы шин AT:
- рисунок протектора более агрессивный, чем у шоссейных шин, с глубокими канавками и блоками для обеспечения тяги на бездорожье;
- резиновый состав более жесткий, чем у шоссейных шин, для повышения прочности и износостойкости на бездорожье;
- могут быть немного шумнее на асфальте из-за более агрессивного рисунка протектора;
- управляемость на асфальте, как правило, немного хуже, чем у шоссейных шин
Всесезонные шины (All-Season, Any Season, AS)
Резина, предназначенная для использования круглый год. Они обеспечивают сбалансированные характеристики сцепления и управления как в теплую, так и в холодную погоду, подходя для большинства климатических условий.
Преимущества всесезонных шин:
- универсальность: не нужно менять шины дважды в год, экономя время и деньги на шиномонтаж;
- экономичность: один комплект всесезонных шин обходится дешевле, чем два комплекта — летних и зимних;
- всесезонные шины обеспечивают достаточное сцепление как на сухом асфальте, так и на мокрой дороге, а также на легком снегу при незначительных морозах.
Втулка колеса (ступица)
Центральная часть колеса, которая обеспечивает его вращение вокруг оси. Втулка предназначена для крепления диска к оси автомобиля, обеспечивает правильное центрирование колеса. Втулка также может иметь специальные отверстия или канавки для соединения с другими элементами подвески или тормозной системы.
Вылет диска (ET)
Важный параметр колесного диска, который определяет расстояние между привалочной плоскостью диска и условной линией, проходящей через центр его симметрии.
Измеряется вылет диска в миллиметрах:
- положительное ET: привалочная плоскость диска смещена в сторону ступицы относительно условной линии;
- нулевое ET: привалочная плоскость диска совпадает с условной линией;
- отрицательное ET: привалочная плоскость диска смещена в сторону обода относительно условной линии.
Выравнивание шины
Это процедура, которая призвана установить оптимальное положение колес автомобиля относительно рулевого управления. Она предотвращает нежелательное смещение транспортного средства в сторону при движении по прямой дороге, обеспечивая более стабильное и плавное управление.
ПодробнееГОСТ (или ТУ)
Обычно на отечественных покрышках производители пишут номер ГОСТа или технических условий, в соответствии с которыми было изготовлено изделие.
Глиссирование колёс
Явление, когда колесо автомобиля начинает скользить без вращения в результате потери сцепления с дорогой из-за недостаточного трения. Это может произойти при экстренном торможении, ускорении на скользкой поверхности или в условиях недостаточного сцепления.
Глубина протектора
Расстояние от наружной поверхности протектора шины до самой глубокой точки его рисунка. Она измеряется в миллиметрах и является важным показателем состояния шины. Чем больше глубина протектора, тем лучше сцепление с дорогой, особенно во влажных или заснеженных условиях. Глубина протектора также влияет на срок службы шины и ее способность отводить воду, предотвращая аквапланирование.
Грязевые шины (Mud Terrain, MT)
Специализированные шины, предназначенные для езды по тяжелому бездорожью. Разработаны для передвижения по сильно пересеченной местности, особенно в грязи, песке, гравии и других непроходимых условиях.
Они отличаются от обычных шин:
- более агрессивным рисунком протектора: глубокие и крупные шашки обеспечивают максимальное сцепление с рыхлым, скользким и каменистым грунтом;
- крепкой боковиной: толстая и усиленная,защищает шину от порезов и проколов при езде по острым камням и веткам;
- мягким компаундом: повышает эластичность шины и улучшает ее сцепление с мокрой грязью.
Дата изготовления покрышки
К примеру 2801 — означает дату изготовления покрышки — 28 неделя 2001 года.
Давление воздуха в шинах
Сила, с которой воздух оказывает давление на внутренние стенки шины. Рекомендуется проверять давление в шинах регулярно, не реже одного раза в месяц.
Двигатель
Устройство, которое преобразует химическую энергию топлива в механическую энергию для приведения в движение автомобиля.
Существует несколько основных типов автомобильных двигателей:
- двигатели внутреннего сгорания (ДВС): в них топливо (бензин, дизель, газ) сгорает внутри камеры сгорания, создавая расширяющиеся газы, которые толкают поршни, приводя в движение коленчатый вал;
- электрические: питаются от аккумулятора, который заряжается от сети или генератора;
- гибридные: сочетают в себе ДВС и электродвигатель, обеспечивая экономию топлива и снижение выбросов.
Двойная маркировка
Два значения индекса нагрузки, указанные одно за другим. Она используется для обозначения максимальной нагрузки, которую может выдержать шина при разных условиях эксплуатации. Первое значение указывает на максимальную нагрузку при обычной ошиновке, когда на одну ось приходится два колеса. Второе — на максимальную нагрузку при двойной ошиновке, когда на одну ось приходится четыре колеса.
Например, маркировка 104/102 означает:
- нагрузка до 104 кг при обычной ошиновке;
- нагрузка до 102 кг при двойной.
Диагональная шина
Тип конструкции шины, при котором корды (основные слои шины) располагаются диагонально от бортовой части шины к её центру под углом около 30-45 градусов к направлению движения. Этот тип конструкции был широко использован в прошлом, но сейчас в основном заменен радиальными шинами в большинстве типов транспортных средств. Диагональные шины обычно имеют более жесткую структуру и могут обладать лучшими характеристиками в условиях высокой нагрузки или на пересеченной местности.
Диагональная конструкция шин
Традиционный тип шин, который использовался на протяжении многих лет. В их основе лежит каркас, состоящий из нескольких слоев ткани, расположенных диагонально (отсюда и название).
Диагонально-опоясывающая шина
Тип шины, который сочетает в себе элементы как диагональной, так и радиальной конструкции. Она имеет диагонально расположенные корды в корпусе шины, но вокруг этого корпуса оборачивается радиальный опоясывающий слой. Такая конструкция обеспечивает шине оптимальное сочетание прочности и гибкости, что обеспечивает лучшее сцепление с дорогой, управляемость и комфорт в сравнении с чисто диагональными шинами.
Диаметр диска
Расстояние от края обода одного кромки до края обода противоположной кромки через центральное отверстие диска. Этот параметр измеряется в дюймах или в миллиметрах и определяет размер диска, который может быть установлен на автомобиль. Диаметр диска также важен при выборе шин, так как он должен соответствовать диаметру обода для правильной установки и безопасности езды.
Диапазон нагрузки (Load Range)
Максимальный вес, который шина может безопасно выдержать при правильном накачивании. Это прямой показатель несущей способности шины. Это очень важно, поскольку выбор шины с неподходящим диапазоном нагрузки может привести к преждевременному износу шины, снижению эффективности использования топлива и даже к опасным выбросам.
Дюрометр
Прибор, используемый для измерения твердости материалов, используемых в различных компонентах автомобиля, таких как резиновые уплотнители, прокладки, амортизационные элементы и другие детали. Используя дюрометр, можно определить степень эластичности или жесткости материала, что важно для обеспечения правильной работы и долговечности автомобильных компонентов.
Зеленая шина (Green X, Reduces CO2)
Так обозначается резина, обладающая низким уровнем сопротивления качению, что способствует снижению расхода топлива и выброса уровня СО2 (так называемые “зеленые шины”).
Задний привод (RWD)
Это конфигурация привода автомобиля, при которой мощность двигателя передается только на задние колеса. В таких автомобилях двигатель располагается спереди, а силовая передача идет к задней оси. Задний привод обеспечивает лучшее распределение веса и обычно обладает лучшей управляемостью при динамичной езде, особенно на прямых участках дороги. Эта конфигурация часто используется в спортивных автомобилях и автомобилях с высокой производительностью.
Зазор до крыла
Расстояние между верхней частью шины и внутренней стороной крыла автомобиля. Этот зазор важен для предотвращения трения или столкновения шины с крылом во время хода автомобиля, особенно при поворотах или проезде неровностей дороги. Недостаточный зазор может привести к повреждению шины или крыла, а излишний зазор может негативно сказаться на внешнем виде автомобиля и его аэродинамике.
Зазор до подвески
Это вертикальное расстояние между нижней точкой автомобиля (например, картером двигателя или бампером) и поверхностью дороги. Этот параметр определяет высоту автомобиля над дорожным покрытием и влияет на его способность преодолевать неровности, препятствия и проезжать по бездорожью. Больший зазор до подвески обычно означает лучшую проходимость и защиту от повреждений, особенно на неровных дорогах или бездорожье.
Зазор колесных арок
Расстояние между верхней частью колеса и внутренней поверхностью колесных арок или кузова автомобиля. Этот зазор обеспечивает достаточное пространство для свободного вращения колес и амортизации, а также предотвращает их трение и столкновение с кузовом. Адекватный зазор колесных арок также позволяет установить большие или увеличенные диаметром колеса без возможных проблем с их взаимодействием с кузовом автомобиля.
Зимние шины (шины для снега)
Тип автомобильных шин, специально разработанных для использования в зимних условиях. Они обладают уникальным протектором, который обеспечивает отличное сцепление с снегом, льдом и мокрыми дорогами при низких температурах.
Индекс торможения (Traction А, В, С)
Свойство покрышки тормозить и сцепляться с поверхностью дороги на влажном и скользком покрытии. Аналогично лучшим индексом считается А.
Износ протектора
Процесс уменьшения глубины рисунка протектора на поверхности автомобильной шины в результате ее эксплуатации. Постепенно, с увеличением километража, шина теряет глубину протектора из-за трения с дорогой, что может привести к ухудшению сцепления, длинному торможению, а также повысить риск аквапланирования.
Индекс нагрузки шин (Load Index)
Числовое значение, указывающее максимальную нагрузку, которую шина способна выдержать при определенном уровне давления воздуха. Обычно индекс нагрузки представлен на боковой стенке шины в виде числа, например, "91" или "XL". Каждому значению соответствует определенная нагрузка в килограммах или фунтах. Например, индекс нагрузки 91 означает, что каждая шина способна выдерживать нагрузку до 615 кг, а "XL" обозначает дополнительный индекс нагрузки для усиленных шин, способных выдерживать более высокие нагрузки.
Индекс скорости шин (Speed Rating)
Буквенный код, указывающий максимальную скорость, при которой шина может безопасно эксплуатироваться. Этот индекс представлен на боковой стенке шины и обычно состоит из одной буквы, например, "H" или "V". Каждая буква соответствует определенному диапазону скоростей, который определяется в километрах в час или милях в час. Например, буква "H" обозначает, что шина предназначена для скоростей до 210 км/ч, а буква "V" - до 240 км/ч.
Индикатор износа протектора (TWI)
Специальные маркеры или выступы вдоль бороздок протектора, расположенные на боковой стенке автомобильной шины. Когда глубина протектора сокращается до определенного уровня, эти индикаторы начинают появляться на поверхности протектора. Это служит предупреждением о том, что шина достигла минимально допустимой глубины протектора и требует замены.
Информационная табличка автомобиля
Или VIN-табличка, это металлическая или пластиковая пластина, которая прикреплена к кузову или раме автомобиля. На этой табличке указана информация о производителе, модели, годе выпуска, серийном номере (VIN), массе автомобиля и других важных характеристиках.
Канавки шин
Глубокие резиновые полости, расположенные на поверхности шин. Они представляют собой выступы и углубления, которые формируют уникальный рисунок на протекторе. Главная цель канавок шин - обеспечить сцепление шины с дорогой, особенно во время движения по мокрой или скользкой поверхности.
Каркас
Основная структура, которая дает шине форму и поддерживает ее форму во время движения. Он состоит из слоев каркаса, обычно выполненных из текстильных материалов, таких как нейлон, полиэстер или стальные корды, встроенных в резиновую основу шины.
Кастер
Угол наклона оси поворота передних колес относительно вертикальной оси, проходящей через каркас шины. Положительный кастер означает, что ось поворота наклонена к задней части автомобиля, а отрицательный кастер — к передней.
Кованые диски
Автомобильные диски, изготовленные путем обработки и формовки специальных металлических заготовок под высоким давлением и высокой температурой. Процесс ковки позволяет создавать диски с более высокой прочностью и легкостью, чем традиционные литые диски, за счет компактной молекулярной структуры металла. Кованые диски обладают отличной прочностью, устойчивостью к ударам и вибрациям, что делает их популярным выбором для спортивных и высокопроизводительных автомобилей.
Код DOT X0
Department of Transportation, Министерство транспорта США, X0 — код производителя покрышки.
Уникальный идентификационный номер, присваиваемый каждой автомобильной шине в соответствии с требованиями Национального управления по безопасности на дорогах (NHTSA). Этот код состоит из серии букв и цифр, которые указывают на место производства, размеры и дату производства шины. Код DOT также содержит информацию о том, соответствует ли шина стандартам безопасности и качества.
Колесная арка
Часть кузова автомобиля, которая окружает колесо и защищает его от внешних воздействий, таких как грязь, камни, вода и другие элементы, которые могут попасть на дорогу. Колесные арки обычно имеют форму выступающей части кузова, которая расположена над каждым колесом, чтобы предотвратить брызги и защитить кузов автомобиля от повреждений и коррозии.
Колесные проставки
Дополнительные элементы, устанавливаемые между колесом и ступицей автомобиля с целью изменения вылета (ET) или ширины колесной базы. Они могут быть изготовлены из различных материалов, таких как алюминий или сталь, и имеют специальные отверстия для крепления болтами.
Коммерческий класс шин (шина типа C)
Предназначен для использования на коммерческих транспортных средствах, таких как грузовики, фургоны и коммерческие автобусы. Эти шины обладают усиленной конструкцией и рассчитаны на перевозку грузов или пассажиров на длительные расстояния.
Корды шины
Усиливающие элементы внутренней структуры шины, которые обеспечивают ее прочность и устойчивость к давлению. Обычно корды изготавливаются из нейлона, полиэстера или стальной проволоки и располагаются вдоль боковин и каркаса шины.
Корона
Верхняя часть протектора, которая контактирует с дорогой во время движения. Корона шины играет ключевую роль в обеспечении сцепления с дорогой.
Кроссовер (CUV)
Автомобильный кузовной тип, который сочетает в себе особенности спортивного универсала (SUV) и легкового автомобиля. Он обычно построен на платформе легкового автомобиля с использованием укрепленной подвески и высокого дорожного просвета, что придает ему способность справляться с некоторыми неблагоприятными дорожными условиями и дорожными поверхностями, такими как грунт, снег или грязь.
Крепежные элементы колеса
Это комплектующие части, которые обеспечивают надежное крепление колес к автомобилю. Они включают в себя:
- Болты или гайки: используются для крепления колес к ступице автомобиля. Обычно имеют специальную резьбу и форму, чтобы обеспечить прочное соединение.
- Шпильки или болтовые резьбы: эии компоненты соединяют ступицу колеса с осью автомобиля и предназначены для того, чтобы на них закреплялись болты или гайки.
- Центральное кольцо (центрирующее): располагается между ступицей и центральным отверстием колеса для обеспечения правильного центрирования колеса и предотвращения вибраций во время движения.
- Подшипники: обеспечивают вращение колеса вокруг ступицы.
Крутящий момент затяжки колеса
Момент силы, который применяется для затяжки болтов или гаек колеса при их установке на автомобиль. Он определяет степень затяжки соединения и влияет на его надежность и безопасность. Неправильный крутящий момент затяжки может привести к различным проблемам, таким как отвальный неплотный контакт, что может привести к потере колеса во время движения, или пережатие, что может привести к деформации диска или ступицы.
Крыло автомобиля
Часть кузова, расположенная над колесом, которая защищает от брызг и грязи, возникающих при движении автомобиля. Оно также служит эстетической функцией, придавая автомобилю завершенный внешний вид.
Конструкция покрышки
Сведения о конструкции покрышки включает в себя различные слои материалов, которые придают шине прочность, гибкость и устойчивость к повреждениям. Термин "plies" (слои) относится к этим слоям. Вот основные компоненты конструкции покрышки:
- Протектор (Tread): верхний слой шины, который контактирует с дорогой. Он обеспечивает сцепление и отвечает за отвод воды.
- Боковина (Sidewall): часть шины между протектором и ободом, которая обеспечивает устойчивость и защищает внутренние слои.
- Каркас (Casing или Body Plies): основная структура шины, состоящая из нескольких слоев текстильных или металлических кордов. Эти слои придают шине прочность и гибкость.
- Поясной слой (Belt Plies): дополнительные слои, обычно металлические или текстильные, которые располагаются под протектором для усиления конструкции и улучшения стабильности.
- Борт (Bead): жесткая часть шины, которая фиксирует её на ободе колеса. Обычно состоит из стального корда, покрытого резиной.
- Внутренний слой (Inner Liner): герметизирующий слой, который удерживает воздух внутри шины.
Маркировка "plies" на боковине шины обычно указывает на количество и тип слоев в каркасе и поясном слое. Например, надпись "Tread: 2 Polyester + 2 Steel + 1 Nylon, Sidewall: 2 Polyester" означает, что в протекторе два слоя полиэстера, два слоя стали и один слой нейлона, а в боковине два слоя полиэстера.
Ламели на шинах
Это сеть мелких зигзагообразных прорезей, которые нарезаются по всей поверхности протектора. Ламели нужны для улучшения сцепления с дорогой в зимних условиях, они повышают тягу и тормозные свойства и создают небольшие каналы для отводы воды и снега.
Легкий грузовик (Light Truck)
Это категория автомобилей для перевозки грузов и иногда пассажиров. Обычно имеют меньший размер и грузоподъемность по сравнению с тяжелыми грузовиками. Легкие грузовики включают в себя пикапы, минивэны, внедорожники и некоторые коммерческие фургоны.
Летние шины
Это специальный тип автомобильных шин, предназначенный для использования в теплое время года при положительных температурах. Основные характеристики летних шин:
- Обеспечивают отличное сцепление и в сухую, и дождливую погоду.
- Максимально приспособлены для скоростной езды.
- Имеют специальный рисунок протектора для отвода воды.
Летние шины обеспечивают оптимальные характеристики безопасности и комфорта при вождении в теплое время года, но их эффективность значительно снижается при низких температурах и на заснеженных или обледенелых дорогах. Поэтому в регионах с выраженной сменой сезонов рекомендуется менять летние шины на зимние при наступлении холодов.
Левый или правый (Left или Right)
В первом случае покрышка может устанавливаться только на левую сторону автомобиля, во втором — только на правую.
Маркировка Inside
Обозначение внутренней стороны покрышки. Эта сторона шины должна быть установлена ближе к внутренней части автомобиля. Маркировка важна для обеспечения правильного сцепления и износа шин.
Маркировка Outside
Для установки у внешней части (для асимметричных шин). Маркировка важна для обеспечения правильного сцепления и износа шин.
Маркировка Max Load
Это ключевой параметр, указанный на боковой стенке шины. Он определяет максимальный вес, который может выдерживать одна шина при движении с максимальной разрешенной для нее скоростью. Другими словами, это предел, до которого можно нагружать шину, не рискуя ее повредить или создать опасную ситуацию на дороге.
Маркировка шипов
На покрышках, где используются шипы, производители указывают следующую информацию:
- AD — алюминиевые шипы.
- SD — шипы с твердосплавным сердечником.
- DD — шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
- OD — шипы с овальным сердечником.
- MD — пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
Маркировка дополнительной защиты
Маркировка о наличии или отсутствии некоторых дополнительных защит:
- MFS (Maximum Flange Shield) — указывает на наличие дополнительной защиты борта шины, которая предотвращает повреждение диска при монтаже и эксплуатации. Такая защита особенно важна для легкосплавных дисков, которые более подвержены повреждениям.
- FR (Flange Protector, аналогично RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild)). Эти обозначения являются синонимами MFS и указывают на наличие аналогичной защиты борта шины.
- FB (Flat Base) — указывает на то, что профиль внутренней части борта шины является плоским. Это позволяет более плотно прилегать шине к диску и улучшает герметичность соединения.
Маркировка Steel
Внутри конструкции шины имеется металлический корд. Стальной корд придает шине большую прочность, устойчивость к проколам и порезам, а также улучшает ее управляемость на высоких скоростях. Если на шине нет упоминания о стальном корде, то, скорее всего, в ее конструкции используется текстильный корд. Текстильные корды обычно более гибкие, что может улучшать комфорт при движении, но при этом они менее прочные, чем стальные.
Маркировка All Steel
Означает, что в конструкции шины используется стальной корд как в каркасе (основе шины), так и в брекере (прочной верхней части протектора). Такая конструкция обеспечивает максимальную прочность и долговечность шины, делая ее особенно подходящей для эксплуатации в тяжелых условиях.
Маркировка DA (Secunda)
Часто обозначение в виде штампа на шинах.
Указывают, что данная шина имеет незначительные косметические дефекты, которые не влияют на её эксплуатационные характеристики и безопасность.
Такие шины также называются "вторым сортом" (Seconda). Они могут продаваться по сниженной цене по сравнению с шинами без таких дефектов. Косметические дефекты могут включать небольшие неровности или незначительные различия в цвете резины, но они не затрагивают основные качества шины, такие как сцепление, долговечность или устойчивость к износу.
Маркировка Non Directional (ND)
Покрышка с ненаправленным рисунком протектора. Это означает, что рисунок протектора такой шины симметричен относительно центральной оси. В отличие от направленных шин, у которых рисунок протектора имеет определенное направление вращения и стрелку, указывающую это направление, ненаправленные шины можно устанавливать на колесо в любом положении.
Маркировка Non Highway Service (NHS)
Это маркировка шин, которая указывает на то, что они не предназначены для использования на обычных дорогах общего пользования. Эти шины специально разработаны для работы в более жестких условиях, таких как:
- строительные площадки: где требуется высокая проходимость по грунтам, гравию и другим неровным поверхностям;
- сельское хозяйство: для техники, работающей на полях, лугах и других угодьях;
- промышленность: в различных условиях, где требуется высокая грузоподъемность и устойчивость к повреждениям.
Маркировка SAG (Super All Grip)
Это, как правило, маркетинговое обозначение, которое производители шин используют для своих всесезонных моделей. Такие шины позиционируются как универсальный вариант, способный обеспечить хорошее сцепление с дорогой как в летнее, так и в зимнее время года.
Маркировка Regroovable
Это термин, используемый для обозначения шин, у которых протектора имеет дополнительный запас глубины. Это означает, что когда протектора изнашивается до определенного уровня, шину можно отвезти на специальную станцию технического обслуживания, где мастер специальным инструментом вырежет новый рисунок протектора, восстановив первоначальные характеристики шины.
Маркировка Retread
Обозначение шин, прошедших процедуру восстановления протектора. По сути, это шины, которые получили "вторую жизнь".
Маркировка Studless
Не подлежит ошиповке.
Маркировка Studdable
Подлежит ошиповке.
Маркировка Studded
Ошипованная покрышка.
Максимальное давление в холодной шине (Max Inflation Pressure)
Это предельное значение давления, до которого можно накачать шину, пока она находится в холодном состоянии.
Найти значение Max Inflation Pressure можно:
- на боковине шины: обычно в виде надписи, например, "35 PSI MAX" или "2.5 BAR MAX";
- в руководстве пользователя вашего автомобиля: в разделе, посвященном шинам.
- на сайте производителя шин: укажите модель,чтобы найти ее характеристики.
Манометр
Прибор, предназначенный для измерения давления жидкости или газа в замкнутом пространстве.
Маркировка шин
Набор букв, цифр и символов, которые нанесены на боковую поверхность шины и содержат информацию о ее размерах, характеристиках и эксплуатационных свойствах.
Расшифровка маркировки шины, пример: 225/55 R16 91 H
- 225: ширина профиля шины в миллиметрах.
- 55: пропорциональное отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах. В данном случае высота профиля составляет 55% от ширины.
- R: тип корда шины. R обозначает радиальный корд, который является наиболее распространенным типом в настоящее время.
- 16: посадочный диаметр шины в дюймах. Это диаметр обода, на который монтируется шина.
- 91: индекс максимально допустимой нагрузки на одну шину. В данном случае 91 означает, что шина может выдерживать нагрузку до 615 кг.
- H: индекс, который указывает на максимально допустимую скорость, при которой может эксплуатироваться шина. В данном случае индекс скорости H означает, что шина может выдерживать скорость до 210 км/ч.
Маркировка M+S
Mud and Snow (грязь и снег). Эта маркировка указывает на то, что шины предназначены для улучшенного сцепления на грязи и рыхлом снегу по сравнению с летней резиной.
Маркировка XL (Extra Load)
Означает, что это усиленная шина с повышенной грузоподъемностью. Такие покрышки имеют более прочную боковину и каркас, так что они лучше подходят для езды по плохим дорогам. Шины XL рекомендуются для тяжелых автомобилей (кроссоверы, внедорожники), коммерческого транспорта, а также для авто, часто перевозящих тяжелые грузы или эксплуатируемых в сложных дорожных условиях.
Метрическая система ISO (Euro-Metric)
Стандартизированная система измерений, широко используемая в Европе и многих других странах мира. Основные характеристики этой системы:
- базовая единица длины — метр;
- регламентируется международными стандартами ISO (International Organization for Standardization) и европейскими нормами EN;
- шаг резьбы в метрической системе определяется как расстояние между соседними вершинами или канавками.
Международный стандарт качества шин (UTQG)
Система маркировки, которая применяется в Соединенных Штатах, Канаде и Мексике для оценки трех важных характеристик шин:
- изностойкость;
- сцепление;
- температурный режим.
Минимальная глубина протектора
Законно допустимая высота рисунка протектора, ниже которой запрещается эксплуатировать автомобиль. Величина минимальной глубины протектора зависит от типа шины:
- летние шины — 1,6 мм;
- зимние — 4 мм;
- всесезонные — в зависимости от рекомендаций производителя шин.
Мощность
Физическая величина, которая характеризует скорость совершения работы двигателем. Проще говоря, она показывает, насколько быстро ваш автомобиль может разгоняться. Мощность измеряется в лошадиных силах (л.с.) или киловаттах (кВт).
Чем выше мощность автомобиля, тем:
- быстрее он разгоняется;
- выше его максимальная скорость;
- легче преодолевать подъемы и разгоняться с низких оборотов.
Маркировка AW
Универсальные выбор для всех сезонов. Маркировка AW означает — любая погода. Шины сочетают в себе характеристики летних и зимних покрышек, обеспечивая хорошее сцепление на различных типах дорожного покрытия и при разных температурах.
Маркировка R+W (Road + Winter)
В переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года. Резиновая смесь зимних шин содержит специальные добавки, которые сохраняют эластичность при низких температурах, обеспечивая хорошее сцепление с дорогой.
Маркировка AGT (All Grip Traction)
Покрышка для всесезонной езды, обеспечивает сцепление со всеми типами поверхностей. Если вы любите выезжать на природу, шины AGT обеспечат вам необходимое сцепление на грунтовых дорогах и легком бездорожье.
Направленные шины
Особый тип автомобильных шин, разработанный для оптимальной работы при вращении в определенном направлении. Их особенности:
- имеют V-образный или стреловидный узор, направленный от центра к краям шины;
- сниженный риск аквапланирования;
- на боковине шины есть стрелка, указывающая направление вращения;
- нельзя менять местами шины с разных сторон автомобиля, так как это нарушит направление вращения.
Норма слойности (PR)
Для покрышек легковых автомобилей его значение, как правило, 4PR (чаще всего) или 6PR. Надпись Reinforced в данном случае означает “усиленная” (имеет 6 слоев).
Если покрышка имеет норму слойности 6PR или 8PR, то ее можно использовать в небольших грузовиках, фургонах или микроавтобусах (commercial, имеет 8 слоев).
Нешипованные шины
Тип зимних автомобильных покрышек, которые обеспечивают сцепление с дорогой в зимних условиях без использования металлических шипов.
Нулевой вылет (обозначается как ET0) диска
Означает, что плоскость, к которой прикручивается диск к ступица автомобиля, совпадает с центром колеса. Другими словами, при нулевом вылете диск находится вровень с бортом кузова автомобиля.
Нулевой развал
Означает, что плоскость вращения колеса перпендикулярна дороге, если смотреть на автомобиль сбоку. Развал измеряется в градусах и соответствует 0°.
Нулевое плечо обката
Означает, что точка пересечения оси поворота колеса с дорогой совпадает с центром пятна контакта шины с дорогой. Так что при повороте колесо не смещается в сторону относительно прямолинейного движения.
Ожидаемый километраж пробега (Treadwear)
Измеряется в числах более 100, поскольку именно это число является базовым значением (число 100 соответствует 48 тысячам километров пробега). Соответственно, чем он больше, тем лучше. Этот параметр определяется в соответствии с существующим в США стандартом.
Обод
Иажная часть конструкции автомобильного колеса, которая выполняет несколько ключевых функций:
- Служит основой, на которую устанавливается и крепится автомобильная шина.
- К ободу крепятся спицы, которые соединяют его с втулкой колеса.
- Помогает отводить тепло от тормозов.
Обороты шины на милю (RPM)
Частота вращения шины, выраженная в количестве оборотов, совершаемых за одну милю.
- чем больше RPM, тем быстрее двигается автомобиль;
- на небольших скоростях высокие RPM улучшают сцепление с дорогой, но на больших могут ухудшить;
- высокие обороты приводят к более быстрому износу шины и увеличивают шум.
Оверстир
Неустойчивое состояние автомобиля, при котором задняя ось поворачивает резче, чем передняя. То есть задняя часть машины уходит в занос, опережая переднюю.
Омологация шин
Процесс, в ходе которого производитель шин сотрудничает с автопроизводителем, чтобы разработать шину, специально подходящую для конкретной модели автомобиля.
Отверстия для шипов
Специальные углубления в протекторе зимних шин, предназначенные для установки металлических шипов противоскольжения.
Отрицательный развал
Установка колес автомобиля под углом, при котором верхняя часть колеса наклонена внутрь по отношению к кузову. Угол отрицательного развала измеряется в градусах и обычно составляет от 0,5° до 3° для легковых автомобилей.
Отрицательный вылет диска
Характеристика колесного диска, при которой плоскость крепления диска к ступице расположена дальше от внутренней стороны обода, чем его центральная плоскость.
Отрицательное плечо обката
Такая конфигурация подвески автомобиля, при которой центр пятна контакта шины с дорогой расположен впереди относительно оси поворота колеса.
Передний привод (FWD)
Тип привода автомобиля, при котором крутящий момент от двигателя передается на передние колеса. Это самый распространенный тип привода в мире, используемый в большинстве легковых автомобилей.
Перестановка шин (ротация)
Это процесс перемещения шин с одного колеса на другое на вашем автомобиле. Цель перестановки шин — обеспечить более равномерный износ всех шин.
Плечевая зона шины
Профилированный участок покрышки, расположенный между беговой дорожкой (протектором) и боковиной шины.
Плечо обката
Расстояние между точкой контакта шины с дорогой и точкой пересечения оси поворота колеса с плоскостью дороги. Если смотреть на колесо сбоку, то плечо обката — это расстояние между центром шины и точкой, где ось поворота колеса касается дороги.
Подвеска
Это совокупность устройств, обеспечивающих упругую связь между несущей системой (кузовом или рамой) и колёсами автомобиля. Она выполняет несколько важных функций:
- обеспечивает плавность хода;
- улучшает управляемость;
- повышает ходоспособность.
Подвеска состоит из нескольких ключевых элементов:
- Упругие элементы (пружины, рессоры, торсионы), которые поглощают удары и вибрации от дорожного покрытия.
- Амортизаторы, гасящие колебания и обеспечивающие плавность хода
- Рычаги и тяги, обеспечивающие правильное положение колес относительно кузова.
Полная масса транспортного средства (GVW)
Это максимальная допустимая масса транспортного средства, установленная производителем.
Полный привод (AWD, 4WD)
Тип привода автомобиля, при котором крутящий момент от двигателя передается на все колеса.
Положительный вылет
Характеристика колесного диска, при которой плоскость крепления диска к ступице расположена ближе к внутренней стороне колеса относительно его центральной плоскости.
Положительный развал
Расположение колеса автомобиля, при котором верхняя часть колеса наклонена наружу относительно вертикальной оси. Угол развала измеряется в градусах и обычно составляет от 0° до 2° для легковых автомобилей.
Положительное плечо обката
Расстояние между точкой контакта шины с дорогой и точкой пересечения оси поворота колеса с плоскостью дороги, когда точка контакта шины с дорогой находится впереди оси поворота колеса.
Протектор шины
Наружный резиновый слой покрышки, который непосредственно контактирует с дорожным покрытием. Он играет ключевую роль в обеспечении сцепления с дорогой, управляемости и безопасности автомобиля.
Профиль шины
Соотношение высоты боковины шины к ее ширине, выраженное в процентах. Указывается в маркировке шины после ширины протектора. Например, в маркировке 205/55 R16, число 55 означает, что высота профиля составляет 55% от ширины протектора.
ПодробнееПятно контакта (след шины)
Небольшая площадь поверхности дороги, которая соприкасается с шиной в определенный момент времени.
Признаки того, что шины пора менять:
- износ протектора до законного минимума — 1,6 мм для летних шин и 4 мм для зимних (новые шины обычно имеют глубину протектора 7-9 мм);
- трещины и порезы на боковой поверхности шины;
- дубовость резины, снижение эластичности;
- ухудшение сцепных свойств, увеличение тормозного пути.
ПС-15
Условное обозначение производителя или торговой марки, под которой выпущена покрышка.
Паз протектора
Углубление или канавка на поверхности шины, являющееся частью рисунка протектора. Протектор шины представляет собой наружный резиновый слой, который непосредственно контактирует с дорожным покрытием.
Радиальная шина (Radial)
Обозначает радиальный тип покрышки.
Радиальная шина имеет особую конструкцию: нити корда в ней расположены радиально, то есть перпендикулярно к направлению вращения колеса. Это придает шине ряд существенных преимуществ по сравнению с диагональными шинами:
- лучшее сцепление с дорогой благодаря жесткой конструкции;
- они равномерно изнашиваются;
- обеспечивают более плавный ход и низкий уровень шума;
- снижают расход топлива.
Радиус качения
Условная величина, которая определяет расстояние, проходимое центром колеса за один его оборот. Если представить, что колесо катится по ровной поверхности, то радиус качения будеn равен расстоянию, на коорое переместится точка, расположенная на ободе колеса за один оборот.
Развал-схождение (cход-развал)
Комплексная процедура регулировки углов установки колес автомобиля.
При развале-схождении регулируются следующие углы:
- Схождение: угол между продольной осью автомобиля и направлением движения каждого колеса. Правильное схождение обеспечивает легкую прямолинейность движения, устойчивость к заносам и равномерный износ шин.
- Развал: угол наклона плоскости вращения колеса к дороге. Правильный развал обеспечивает максимальное пятно контакта шины с дорогой, улучшая сцепление и управляемость, а также снижая износ шин.
- Кастер: угол продольного наклона оси поворота колеса. Правильный кастер обеспечивает самовозврат колес в среднее положение после поворота, улучшая управляемость и курсовую устойчивость.
Размер резьбы (ISO и UN-серии)
Два основных стандарта резьбовых соединений, широко используемыми в международной практике. Хотя обе системы используют угол профиля 60°, основное различие заключается в единицах измерения. ISO резьбы используют метрическую систему, а UN резьбы — дюймовую. Шаг резьбы в ISO измеряется в миллиметрах, а в UN — в витках на дюйм (TPI). При выборе резьбы важно учитывать стандарты, применяемые в конкретной отрасли или регионе, а также совместимость с существующим оборудованием.
Размер шины
Обозначение, которое указывает основные параметры шины автомобиля, такие как ширина, профиль, диаметр и другие характеристики. Обычно размер шины записывается в формате, например: 225/50R17 94V.
Разбор обозначения
- 225 ширина шины в миллиметрах;
- 50 профиль, выраженный в процентах от ширины (в данном случае, 50% от 225 мм);
- R конструкция шины (R — радиальная);
- 17 диаметр обода в дюймах;
- 94 индекс нагрузки, указывающий максимальную нагрузку на шину;
- V индекс скорости, обозначающий максимальную скорость, на которую рассчитана шина.
Ребро
Выступающий элемент протектора, который проходит по всей ширине шины от одного края до другого. Ребра шины увеличивают площадь контакта шины с дорогой, повышая сцепление как на сухой, так и на мокрой поверхности.
Типы ребер шины:
- сплошные ребра: обеспечивают максимальное сцепление с дорогой и хорошо подходят для спортивной езды;
- направленные ребрау: улучшают отвод воды и повышают курсовую устойчивость;
- непрерывные ребра: для плавного и комфортного движения с низким уровнем шума;
- асимметричные ребра: сочетают в себе преимущества разных типов ребёр для максимальной эффективности.
Реверс шины
Процесс изменения направления вращения шины путем ее переустановки на противоположную сторону автомобиля.
Преимущества реверса шин:
- Более равномерный износ протектора, что продлевает срок службы шины.
- Улучшение сцепления с дорогой за счет использования менее изношенной части протектора.
- Экономия средств на покупке новых шин.
Однако реверс шин имеет ряд существенных ограничений и рисков:
- Не все шины подходят для реверса: иногие современные покрышки имеют асимметричный или направленный рисунок протектора, который оптимизирован для вращения только в одном направлении.
- Изменение направления вращения может негативно повлиять на характеристики шины, особенно на её способность отводить воду.
- Реверс может нарушить балансировку колеса, что приведет к вибрациям и неравномерному износу.
- Для некоторых автомобилей с разными размерами шин спереди и сзади реверс невозможен.
Сверловка / Разболтовка (PCD)
Важный параметр колесных дисков, который определяет расположение и расстояние между отверстиями под крепежные болты. PCD измеряется в миллиметрах и обозначается двумя числами:
- Количество крепежных отверстий.
- Диаметр окружности, на которой расположены центры этих отверстий.
Например: 5x114.3 означает 5 отверстий, расположенных на окружности диаметром 114.3 мм
Седло обода
Часть профиля обода колесного диска, на которую непосредственно устанавливается шина. Его основная задача — обеспечить надежную посадку и фиксацию покрышки на диске.
Секретные болты и гайки (секретки)
Специальные крепежные элементы, предназначенные для защиты колес автомобиля от кражи. Они имеют уникальный профиль головки, который невозможно открутить стандартными инструментами. Для этого используется специальный ключ, который идет в комплекте с секретками.
Симметричные шины
Тип автомобильных покрышек, у которых рисунок протектора одинаковый по всей ширине изделия. Это означает, что шина может быть установлена на колесо в любом направлении, что упрощает процесс монтажа и ротации.
Стандарт изготовления
Это совокупность требований, которым должны соответствовать шины, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, комфорт и долговечность. Эти стандарты устанавливаются на национальном и международном уровнях и охватывают все аспекты производства шин, от материалов и технологий до маркировки и тестирования.
К примеру E4 — означает, что покрышка прошла стандартизацию в Нидерландах и соответствует требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe). После кода страны представлены коды непосредственных стандартов. Таблицу о соответствии стран и их номеров смотрите ниже.
Система контроля давления в шинах (TPMS)
Система, предназначенная для мониторинга давления воздуха в шинах автомобиля в реальном времени.
Система размеров шин LT-High Flotation
Это специфическая система обозначения размеров шин, используемая преимущественно для внедорожных и легких грузовых автомобилей.
Формат обозначения, пример: 37X12.50R17LT
- 37: общий диаметр шины в дюймах;
- 12.50: ширина шины в дюймах;
- R: радиальная конструкция;
- 17: диаметр диска в дюймах;
- LT: обозначение Light Truck (легкий грузовик).
Система размеров шин LT-Metric
Используется для обозначения шин, предназначенных для легких грузовиков, внедорожников и других транспортных средств, которые часто перевозят тяжелые грузы или буксируют прицепы.
Формат обозначения, пример: LT265/70R17
- LT: Truck (легкий грузовик);
- 265: ширина шины в миллиметрах от боковины до боковины;
- 70: аспектное соотношение, выраженное в процентах от ширины шины (в данном случае 70% от 265 мм);
- R: радиальная конструкция шины;
- 17: диаметр обода в дюймах.
Система размеров шин LT-Numeric
Одна из систем обозначения размеров шин, используемая преимущественно для легких грузовиков и коммерческих автомобилей.
Формат обозначения, пример: 7.50R16LT
- 7.50: номинальная ширина шины в дюймах;
- R - радиальная конструкция шины;
- 16 - диаметр обода в дюймах;
- LT - обозначение Light Truck (легкий грузовик).
Слойность шины
Словный показатель прочности каркаса шины, который характеризует ее способность выдерживать нагрузки. Чем выше слойность, тем большую нагрузку может выдержать шина.
Сопротивление качению
Сила, которая противодействует движению катящегося колеса. Она возникает из-за деформации шины и поверхности, по которой она катится, и приводит к потере энергии. Чем больше сопротивление качению, тем больше энергии двигателя необходимо затратить на поддержание движения автомобиля.
Срок службы протектора
Период времени, в течение которого протектор шины остается пригодным для безопасной эксплуатации.
Стальные диски
Также известные как штампованные. Они производятся из листовой стали, которая штампуется в форму диска. Это самый бюджетный вариант на рынке, они устойчивы к ударам и деформациям, их легко ремонтировать.
Схождение
Угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля, если смотреть сверху.
Типы схождения:
- положительное: передние части колес направлены внутрь;
- отрицательное: передние части колес направлены наружу;
- нулевое: колеса параллельны друг другу
Сцепление с дорогой
Сила трения, которая возникает между шиной автомобиля и поверхностью дороги. От сцепления зависит способность машины разгоняться, тормозить, поворачивать и удерживаться на курсе Чем выше сцепление с дорогой, тем безопаснее и управляемее автомобиль.
Страна производитель
Кроме непосредственно названия компании-изготовителя на некоторых покрышках пишут и страну изготовления.
Тест глубины протектора (тест с монетой)
Это простой и доступный способ быстрой проверки остаточной глубины протектора шины.
Как провести тест:
- возьмите монету номиналом 1 рубль;
- вставьте монету в продольную канавку протектора шины;
- если внешняя полоса монеты скрыта, то глубина протектора превышает законный минимум и шины безопасны для использования.
Законный минимум глубины протектора:
- 1,6 мм для летних шин в России и Европе.
- 4 мм для зимних шин в России.
Технология RunFlat
Инновационная система, позволяющая автомобилю продолжать движение даже после прокола или полной потери давления в шине. Вот основные характеристики и особенности шин с технологией RunFlat:
- усиленная боковина шины способна выдерживать вес автомобиля даже при нулевом давлении;
- позволяет продолжать движение на расстояние до 80-150 км (в зависимости от модели покрышки) со скоростью до 80 км/ч после прокола;
- требует наличия системы контроля давления в шинах (TPMS) на автомобиле;
- шины RunFlat обычно имеют специальную маркировку на боковине, например, "RFT", "SSR", "ZP" или символ в виде щита.
Тип диска
Включают в себя стальные и легкосплавные (алюминиевые или магниевые) диски. Стальные диски прочные и недорогие, но тяжелее и менее привлекательны. Легкосплавные диски легче, лучше рассеивают тепло и обладают более эстетичным внешним видом, но обычно стоят дороже и менее устойчивы к повреждениям.
Тормоза
Критически важная система безопасности автомобиля, предназначенная для снижения скорости или полной остановки транспортного средства.
Компоненты тормозной системы:
- тормозные диски или барабаны;
- колодки (для дисковых) или тормозные накладки (для барабанных;
- тормозные суппорты (для дисковых);
- главный тормозной цилиндр;
- шланги и трубки;
- тормозная жидкость.
Вспомогательные системы:
- ABS (антиблокировочная система): предотвращает блокировку колес при торможении;
- EBD (электронное распределение тормозных усилий): оптимизирует распределение тормозного усилия между осями;
- BAS (система помощи при экстренном торможении): усиливает тормозное усилие при резком нажатии на педаль
Тормозной путь
Расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.
Температурный индекс (Temperature A, B, C)
Показывает, насколько устойчива покрышка к воздействию высокой температуры, и не теряет ли она при этом своих свойств. В частности, лучшим индексом считается А.
Установка шины (монтаж)
Процесс крепления шины на колесный диск автомобиля. Вот основные этапы:
- Демонтаж старой шины.
- Проверка диска на наличие повреждений.
- Подготовка новой шины, определение правильного вращения.
- Монтаж на диск с помощью станка.
- Накачивание шины.
- Балансировка колеса.
- Установка колеса на авто.
- Финальная проверка давления на всех шинах и контроль затяжки болтов.
Цветные метки
- Красную точку или треугольник ставят в месте, которое является самым жестким на боковине покрышки. Если вы устанавливаете ее на легкосплавный диск, то эту точку нужно совместить с отметкой L на диске.
- Белая точка или треугольник означает самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L.
- Желтый треугольник означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.
Центральное отверстие (DIA)
Отверстие в центре автомобильного диска, которое служит для точного центрирования колеса на ступице автомобиля.
Центровочные кольца
Важные аксессуары, используемые при установке колесных дисков на автомобиль. Они обеспечивают точное центрирование диска на ступице и компенсируют разницу между диаметром центрального отверстия диска и диаметром центрирующего выступа ступицы.
Цепи противоскольжения
Устройства, которые надеваются на колеса автомобиля для улучшения сцепления с дорогой в сложных зимних условиях.
Чафер
Усиленная зона в бортовой части шины, состоящая из нескольких слоев корда. Она обеспечивает прочное и герметичное соединение шины с ободом колеса и защищает каркас шины от повреждений при монтаже и демонтаже.
Шина с камерой (Tube Type, ТТ, Mit Schlauch)
Эта шина предназначена для использования с внутренней камерой. Это более старая технология, которая до сих пор применяется в некоторых случаях, особенно в велосипедных шинах и на некоторых типах мотоциклов.
Как работают шины с камерой?
- внутри шины находится резиновая камера, которая удерживает воздух;
- при проколе повреждается либо сама шина, либо камера;
- для ремонта необходимо заменить поврежденную часть.
Шина SUV (Sport Utility VehiCles)
Резина предназначена для кроссоверов, спортивных внедорожников и тяжелых полноприводных автомобилей.
Шасси
Рама или несущий кузов автомобиля вместе с ходовой частью.
Основные компоненты:
- рама или несущий кузов;
- подвеска (передняя и задняя);
- колеса и шины;
- рулевое управление;
- тормозная система;
- трансмиссия (коробка передач, карданный вал, дифференциал).
Шина
Кольцевой элемент, установленный на колесо, обеспечивающий сцепление с дорогой, амортизацию и устойчивость транспортного средства. Шины изготавливаются из резины и содержат внутренний каркас для прочности.
Шина оригинального оборудования (Original Equipment)
Шина, которая разрабатывается и производится специально для конкретной модели машины в сотрудничестве с автопроизводителем.
Шина с высоким профилем
Тип автомобильной резины, у которой высота боковины (профиля) составляет значительную часть от ширины протектора. Соотношение высоты к ширине: обычно 70% и выше. Лучше подходят для езды по плохим дорогам и бездорожью, так как имеют большую площадь контакта с поверхностью.
ПодробнееШины с индексом скорости ZR
Предназначены для эксплуатации на высоких скоростях (свыше 200 км/ч.). Обычно устанавливаются на спортивные и высокопроизводительные автомобили.
Шина с низким профилем
Покрышки, у которых отношение ширины к высоте профиля (соотношение между шириной шины и высотой боковой стенки) меньше или равно 50%.
ПодробнееШинный калькулятор
Онлайн-инструмент, который позволяет вам сравнить размеры и характеристики разных шин, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящие для вашего автомобиля.
Шины ультравысокой производительности (UHP)
Специальная категория автомобильных шин, разработанных для высокопроизводительных и спортивных автомобилей. Рассчитаны на эксплуатацию на очень высоких скоростях, обычно свыше 240 км/ч.
Шипованные шины
Специальный тип зимних шин, оснащенных металлическими шипами для улучшения сцепления с дорогой в суровых условиях.
Ширина диска
Расстояние между внутренними краями бортовых закраин диска, измеренное в дюймах (1 дюйм равен 2,54 см).
Ширина шины
Расстояние между боковыми стенками накачанной шины, установленной на рекомендованный обод. Ширина шины обычно является первым числом в маркировке размера шины. Например, в маркировке 205/55 R16, число 205 означает ширину шины в миллиметрах.
Шоссейные шины (Highway Terrain)
Тип авторезины, предназначенной преимущественно для эксплуатации на асфальтированных дорогах. Имеют относительно неагрессивный рисунок протектора с продольными канавками для эффективного отвода воды.
Шины Frost
Это специализированные зимние шины, разработанные для обеспечения максимального сцепления и безопасности на скользких дорожных покрытиях. Название "Frost" (мороз) говорит само за себя: эти шины созданы для эксплуатации в самых суровых зимних условиях.